Латинская Америка и Россия на мировом рынке продовольствия

Как показал последний доклад Глобальной антикризисной сети, в 2021 году около 193 миллионов человек в 53 странах и других территориях испытали острую нехватку продовольствия.
Мировой экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, почти не затронул интересы компаний-производителей и экспортеров продовольственных товаров. Более того, в 2020-2021 «ковидных» годах их продажи и доходы существенно выросли. В число бенефициаров бума на международных рынках продовольствия вошли многие аграрные предприятия (агрохолдинги) стран Латинской Америки и Российской Федерации. Это связано с тем, что в силу ряда причин мировые цены на продукты питания резко пошли вверх и в настоящее время близки к историческому максимуму. Предельно отчетливо это проявилось на рынках зерновых и масличных культур, а также мяса и мясопродуктов, где позиции латиноамериканских и российских бизнес-структур особенно сильны.
На эту злободневную тему – наша беседа с доктором экономических наук, профессором Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Петром Павловичем ЯКОВЛЕВЫМ.

«Международная жизнь»: Петр Павлович, сегодня многие политологи в различных странах все чаще говорят об угрозе глобального голода, причину которого видят и в пандемии COVID-19, и в неурожаях зерновых в ряде крупных государств, и в специальной военной операции России на Украине. Что вы думаете об этой проблеме?

Профессор Петр Яковлев: Сразу отмечу, что глобальная продовольственная проблема сегодня - явление не новое. Одной из главных причин такого глобального феномена, как усиление инфляционных процессов в 2021 в условиях пандемии, стал рост биржевых котировок на продукты питания и всплеск инфляции.
Но вот что было год-два назад. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с мая 2020 по май 2021 года мировые цены на продовольствие в среднем выросли на 40%, что явилось рекордным показателем.
Как известно, на международных сельскохозяйственных рынках «диктуют моду» две культуры – кукуруза и соя. Складывается впечатление, подтверждаемое исследованиями ФАО, что нынешний повышенный спрос на эти культуры, а также на сахар, связан с тем обстоятельством, что они могут использоваться как и сырье для производства биотоплива. Таким образом, стратегия «зеленого» энергетического перехода создает угрозу продовольственного кризиса.
Вместе с тем вполне понятно, что значительным повышением цен на основные виды продуктов питания имеют шанс воспользоваться ведущие производители пищевой продукции.
Как видим, в числе 20 крупнейших экспортеров продовольствия фигурируют три латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика и Аргентина) и Российская Федерация. Это, на мой взгляд, может стать еще одним фактором российско-латиноамериканского торгово-экономического взаимодействия.

«Международная жизнь»: А латиноамериканский агропромышленный комплекс – новое измерение?

Профессор Петр Яковлев: Глобальное новое направление, формирующееся на рынке продовольствия, имеет для стран Латинской Америки принципиальное значение. Именно агропромышленный комплекс (АПК) - традиционная опора экономики этого региона.
Фундаментальную роль предприятия АПК играют в большинстве государств региона: в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Мексике, Парагвае, Перу, Чили, Уругвае, почти во всех карибских и центральноамериканских странах. В Аргентине, например АПК обеспечивает порядка 25% ВВП и свыше 60% товарного экспорта.
Настоящий рывок в производстве продовольствия в XXI столетии предприняла Бразилия. Следует подчеркнуть, что применение новых технологий ведения аграрного производства позволяет говорить о переходе латиноамериканского сельского хозяйства на рельсы интенсивного роста. Многие предприятия АПК в Латинской Америке нацелились на дальнейшее наращивание производства: в частности, Бразилия в период до 2031 гг. рассчитывает увеличить экспорт сахара на 23%, мяса птицы – на 29%, говядины – на 31%, кукурузы – на 33%, соевых бобов и свинины – на 34%, винограда – на 39%, хлопка – на 40%.

«Международная жизнь»: Петр Павлович, как известно, исторически Россия была преимущественно аграрной страной и вывозила на международные рынки, главным образом, сельскохозяйственную продукцию. А какую роль в продовольственном производстве Россия играет сегодня, в наши дни?

Профессор Петр Яковлев: Да, вы правы. Однако, такая производственная и внешнеторговая специализация стала меняться в советскую эпоху, когда страна встала на рельсы форсированной индустриализации. В дальнейшем, эта отрасль вступила в полосу затяжного кризиса, что вынудило СССР наращивать импорт целого ряда ключевых видов продовольствия. В 1990-х годах сельское хозяйство Российской Федерации переживало острый кризис.
Но уже в начале 2000-х годов наметились позитивные тенденции. Особенно интенсивно вывоз за рубеж продуктов питания увеличивался во втором десятилетии XXI века.
За сравнительно короткий период продовольственный экспорт РФ в стоимостном отношении вырос в 3,8 раза: с 8,1 до 30,6 млрд долларов и охватил свыше 150 государств. Российские сельхозпроизводители вышли на международные рынки с разнообразной продукцией. Показательно, что ковидный 2021 год явился для АПК России знаковым – впервые за много десятилетий объем экспорта аграрной продукции превысил объем импорта.

«Международная жизнь»:   Россия и Латинская Америка – традиционные торгово-экономические партнеры, взаимно заинтересованные в расширении сотрудничества. Нет сомнений, что прорыв российских агрохолдингов на международные рынки продовольственных товаров вносит новые элементы в торгово-экономические отношения нашей страны с государствами Латинской Америки, прежде всего, с Бразилией. Мы с ними партнеры или уже конкуренты?

Профессор Петр Яковлев:  Сейчас поясню. Дело в том, что с одной стороны, российский потребительский рынок остается зависимым от поставок латиноамериканских компаний из-за природных условий, неблагоприятных для производства отдельных сельскохозяйственных культур.
Но сам факт поставок отечественного зерна в регион во втором десятилетии XXI века свидетельствует об имеющимся у предприятий российского АПК потенциале продвижения продовольствия на высококонкурентный латиноамериканский рынок.
Многие данные говорят и о том, что предприятия отечественного АПК постепенно вступают в конкурентную борьбу с компаниями других государств-экспортеров, включая Бразилию, на рынках не только Китая, но и Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Таким образом, наша страна и Латинская Америка, оставаясь торговыми партнерами, в каких-то видах продуктов становятся конкурентами на международных рынках продовольствия.

«Международная жизнь»: Спасибо вам, Петр Павлович, за обстоятельную беседу на злободневную тему.

Полный текст интервью доступен по ссылке: https://interaffairs.ru/news/show/35669

На фото: П.П. Яковлев
Латинская Америка и Россия на мировом рынке продовольствия